Либерализм - идеология элитарного самоубийства

Одна из публикаций сайта начиналась с того, что в последние годы в политической «тусовке» поднимается вопрос о государственной идеологии, который в действующей Конституции решен по принципу «и нашим, и вашим»: никакая идеология не может быть установлена или признана в качестве обязательной государственной идеологии. Но одно дело положение статьи Конституции, и совершенно иное – на практике государству не иметь дела с определенной идеологией. В итоге выходит, что общество оказывается под влиянием, давлением, гнетом какой-то «необязательной» идеологии, не понимая при этом, что же на самом деле так угнетает наше сознание (см.: «Идеология: к старой дискуссии»).

Впрочем, из уст государственных мужей разного калибра и разных стран мы слышим об их приверженности совершенно определенной идеологии, название которой либерализм. Свежий пример – президент Аргентины Хавьер Милей, радикальный экономист-либертарианец, одержавший уверенную победу на недавних президентских выборах.

Какими же прелестями либерализма привлек сограждан этот политик?  

Обратимся к характеристике либерализма в новейшем философском словаре. Либерализм (лат. liberalis – cвободный) – социально-политическое учение и общественное движение, основной идеей которого является самодостаточная ценность свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общества. Впервые либералами назвали группу людей, готовивших текст конституции в Испании (1812). В Европе понятие Л. связано с классическими теориями английских политэкономов, в которых развивалась мысль о невмешательстве государства в экономику. Л. выступал за развитие личной инициативы индивидов, свободу торговли, свободное ценообразование и оплату труда, которые образуются в процессе конкуренции между товаропроизводителями на рынке.

В 17 в. критические философские взгляды Декарта, Милтона и Спинозы на государство, на человека как существо социальное и рациональное, на религию, на право и т.д. предопределили характер развития либеральных идей в Европе. Немаловажную роль сыграло и протестантско-реформаторское движение, выступив с требованием свободы вероисповедания. Религиозное мировоззрение стало ослабевать в последовавший век расцвета знаний и научно-технических открытий, которые были положены в основу развития капиталистического производства. Последнему соответствовала в экономике и политике определенная система ценностей, воплотившаяся в Л., который увидел в государстве потенциальную угрозу свободе индивида в обществе. Идеи о естественных правах индивида, о правовом государстве – конституционном правлении, основаннном на разделении законодательной, исполнительной и судебной власти, неротъемлемых правах человека на свободу слова, вероисповедания, объединения в политические организации составили политическое кредо Л. Согласно взглядам Локка и Руссо, человек обладает естественным правом на максимальную свободу, и государство обязано ее  защищать, в равной мере как люди вправе защищать свою свободу от государства. Идеи естественного права нашли отражение в американской Декларации независимости (1776), во французской Декларации прав человека и гражданина (1789), а также во Всеобщей декларации прав человека.

Идея свободы связывается исторически с отношениями людей к собственности, которая определяет их социальное положение и размеры получаемых ими социальных благ. Д. Рикардо увидел в накоплении капитала пружину экономического роста. Классический Л. допускает вмешательство государства в общественную жизнь ради социального блага. Политический Л. признаёт за гражданами право на участие в государственной жизни, которое реализуется в процессе выборов главы государства, представителей центральных и местных органов государственной власти, а также право объединяться в общественные, политические, профессиональные и другие организации, партии.

Хотя политический Л. и связан с идеей демократического государства, однако либеральная экономика совместима и с авторитарными формами политической власти. По Дж.М. Кейнсу (1883-1946) капитализм нестабилен, ему присуща тенденция к стагнации, которая сопровождается хронической безработицей. Поэтому государственное вмешательство в сферу экономики необходимо, для того чтобы капиталистическая экономика функционировала эффективно. Современные неолиберальные экономические концепции (Фридман, Хайек, А.Лепаж) исходят из того, что не капитализм исчерпал свои возможности, а вмешательство государства в течение последних десятилетий препятствовало нормальному функционированию капитализма.

Либерализм, пишет автор статьи словаря В.Тарасов, является осознанной альтернативой авторитарно-марксистским взглядам на роль государства в экономической и политической жизни общества (Новейший философский словарь /Сост.А.А.Грицанов. – МН.: Изд. В.М. Скакун, 1998. С.365-366).   

Продолжение следует