Национальная идея и политика

1. Национальная идея как феномен Нового времени.

Отношение политических партий к национальной идее – одна из проблем, остающихся до сих пор без необходимого научного осмысления, что негативно отражается на политической практике. Между тем, на данном этапе мирового развития все более ощущается потребность обращения к проблеме партийного строительства, вопросу об отношении государства и политических партий, а также о значении национальной идеи в контексте этого отношения.   

Марксистская теория рассматривает национальные государства в качестве продукта национальных войн, сопровождавших их создание и ознаменовавших собою разрушение феодализма в его противоборстве с буржуазным обществом.

«В течение всего средневековья границы распространения языка далеко не совпадали с границами государств; но всё же каждая национальность, за исключением, пожалуй, Италии, была представлена в Европе особым крупным государством, и тенденция к созданию национальных государств, выступающая все яснее и сознательнее, является одним из важнейших рычагов прогресса в средние века» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т.21, с. 410).

«Образование национальных государств, наиболее удовлетворяющих… требованиям современного капитализма, является…тенденцией (стремлением) всякого национального движения. Самые глубокие экономические факторы толкают к этому, и для всей Западной Европы – более того: для всего цивилизованного мира – типичным, нормальным для капиталистического периода является поэтому национальное государство».

Национальное государство являлось не­обходимой фазой в развитии капитализма. Борьба за самоопределение нации, за ее самостоятельность, за свободу языка, за народное представительство служила этой цели – созданию национальных государств, как необходимой, на известной ступени ка­питализма, почвы для развития производительных сил. Таков характер войн со времени Великой французской революции и вплоть до итальянских и прусских войн. Для полного расцвета капитализма, для вовлечения всего на­рода, всех наций в капитализм – вот для чего послужили национальные войны начала капитализма. К ХХ веку все европейские страны «достигли уже равной ступени развития капитализма, все они дали уже всё, что может дать капитализм. Капитализм достиг уже своей высшей формы и вывозит уже не товары, а капитал. Ему становится тесно в своей национальной оболочке, и теперь идет борьба за последние свободные остатки на земном шаре. Если национальные войны XVIII и XIX веков ознаменовали начало капитализма – империалистские войны ука­зывают на его конец. Весь конец XIX века и начало XX века были заполнены империалистской полити­кой».

«Нации неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития. И рабочий класс не мог окрепнуть, возмужать, сложиться, не «устраиваясь в пределах нации», не будучи «национален» («хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия»). Но развитие капитализма все более и более ломает национальные перегородки, уничтожает национальную обособленность, ставит на место национальных антагонизмов классовые» («Нации неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития. И рабочий класс не мог окрепнуть, возмужать, сложиться, не «устраиваясь в пределах нации», не будучи «национален» («хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия»). Но развитие капитализма все более и более ломает национальные перегородки, уничтожает национальную обособленность, ставит на место национальных антагонизмов классовые».

Как видим, согласно марксистской теории перейти к социализму нельзя, не ломая национальных рамок, как «нельзя было из феода­лизма перейти к капитализму без национальных идей» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., , т. 25, с. 258-259; т. 26, с. 27-35, 75)

«При капитализме уничтожить национальный (и политический вообще) гнет нельзя. Для этого необходимо уничтожить классы, т.е. ввести социализм… Для устранения национального гнета необходим фундамент – социалистическое производство, но на этом фундаменте необходима еще демократическая организация государства, демократическая армия и пр. Перестроив капитализм в социализм, пролетариат создает возможность полного устранения национального гнета; эта возможность превратится в действительность «только» …при полном проведении демократии во всех областях, вплоть до определения границ государства сообразно «симпатиям» населения, вплоть до полной свободы отделения. На этой базе, в свою очередь, разовьется практически абсолютное устранение малейших национальных трений, малейшего национального недоверия, создастся ускоренное сближение и слияние наций, которое завершится отмиранием государства» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., , т. 30, с.22).   

Поскольку переход от феодализма к капитализму не представляется без национальных идей, а их воплощением оказались национальные государства, значит и представление о переходе от капитализма к социализму с заменой буржуазного национального государства пролетарским государством в рамках такого перехода не должно абстрагироваться от судьбы национальной идеи и ее судьбы при этом переходе. Но общественная наука до сих пор не предложила понятия национальной идеи и не определила ее значение в контексте развития не только социалистической, но и буржуазной государственности; не определено и соотношение национальной идеи с научным обеспечением развития общества.

Продолжение следует