К философии здоровья

Если жизнь – это органический процесс, то "здоровье" и "болезнь" в данном процессе представляют противоположные состояния организма, как результат его взаимодействия с окружающей средой.

Следовательно, здоровье прямо зависит от этого взаимодействия и, более того, оно определяется указанным взаимодействием. А поскольку, в отличие от животного, человек характеризуется деятельным отношением к окружающей его среде, основу которого составляет труд (как известно, создавший человека), то здоровье решающим образом зависит от того, как в этом деятельном отношении решается противоречие между его двумя противоположными моментами – трудом и отдыхом.

Истина человеческого здоровья, таким образом, состоит в переходе от труда к отдыху и напротив, от отдыха к труду, то есть, она состоит в опосредствовании двух названных противоположных сторон. Истиной здоровья является, по выражению Аристотеля, их «золотая середина». Почему «золотая»? – Потому что, в отличие от просто середины, она смещается в сторону той или другой противоположности, и даже иногда совпадает с ней, в зависимости от конкретных условий и обстоятельств места и времени. В частности, с возрастом всякий организм в большей или меньшей степени трудоспособен, а потому нуждается больше или меньше в отдыхе. Пенсионный возраст и соответствующий социальный статус есть объективное отражение данной истины.

Отсюда вывод: качество здоровья прямо зависит от нахождения «золотой середины», о которой сказано выше, то есть от меры труда и меры отдыха – в их необходимом соотношении. Если в молодые годы человек, как правило, больше задействует себя в труде, в различных его разновидностях (по соображениям материальной, карьерной или прочей заинтересованности), иногда в ущерб отдыху, то в пожилом возрасте все больше дает о себе знать необходимость в отдыхе, не исключающая, однако, труда. И здесь отдых и труд должны составлять, условно говоря, два «сообщающихся сосуда», с нахождением оптимального их баланса, той самой «золотой середины», которая определяет качество здоровья.

Конечно, как биологическое существо, человек должен оптимально взаимодействовать с природной средой, но это, скорее, забота всего общества – создавать безопасную природную среду обитания для людей. Однако гораздо важнее для здоровья человека благоприятная социальная среда, общественный климат. Разве не на это обстоятельство указывает статистика заболеваемости и смертности людей, сердечные, психические и нервные заболевания? Если человек так зависит от общественных условий и обстоятельств, значит эти условия и обстоятельства надлежит сделать человечными. В том числе, оптимизируя сочетание труда и отдыха каждого человека. А это уже во многом зависит от самого человека. 

Увы, мы всё еще не научились правильно работать и правильно отдыхать…Поэтому, если государство провозгласило себя социальным, оно обязано не только проводить соответствующую социальную политику в законах и контролировать их исполнение, но и обучать своих граждан философии здоровья, – в интересах самого государства, общества и, конечно, каждого человека, объявленного им наивысшей ценностью.